делать что-л.; происходить
С самого раннего возраста.
Имеется в виду, что у лица или у группы лиц (Х) смолоду проявляется приверженность каким-л. взглядам, идеям, образу жизни, манере поведения или что им с детских лет прививаются определённые жизненные установки и нравственные ценности (Р). реч. стандарт. ✦ Х делает Р <Р происходит> с младых ногтей.
неизм.
В роли обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
- Понимаешь, какая ситуация, - продолжал Белоцветов, - ведь это страшно, когда человек с младых ногтей способен на осмысленное злодейство. В. Пьецух, Новая московская философия.Отца он не помнил за ранней его кончиной, а своим ордынским происхождением гордился с младых ногтей <...>. В. Пьецух, Рассказы о писателях.
Ксаверий Феофилактович уютно зевнул и взглянул <...> на Эраста Петровича Фандорина, в третий раз переписывающего недельный отчёт для господина градоначальника. Ничего, подумал Грушин, пусть с младых ногтей приучается к аккуратности, сам потом спасибо скажет. Б. Акунин, Азазель.
- Это, Эраст Петрович, мой камердинер Ведищев Фрол Григорьевич. С младых ногтей меня опекает. Б. Акунин, Смерть Ахиллеса.
Вот если бы мы умели с младых ногтей привить ему [человеку] человечность и милосердие, это было бы самой надёжной прививкой и против бездуховности, и против тяги к преступному риску. А. и Б. Стругацкие, Отягощённые злом, или Сорок лет спустя.
Что с младых ногтей усвоил, то в старости не подведёт. Ф. Незнанский, Девочка для шпиона.
Сейчас, чтобы не думать о театральной неприятности, Пастухов старался перестроиться на праздничный лад и разъезжал по магазинам, забирая, где посчастливится, редкие марочные вина (тут он знал толк с молодых ногтей). К. Федин, Костёр.
Детство мой муж провёл в провинции в Польше. Эта часть территории была присоединена к Советской России лишь в тридцать девятом году. Так что Вениамин Михайлович не был с младых ногтей отравлен коммунистической пропагандой. Д. Донцова, Скелет из пробирки.
Вот водку [мужики у нас во дворе] пили - это да, и что нужно делать с пьяным, чтобы он пришёл в себя, мне известно с младых ногтей. Д. Донцова, Урожай ядовитых ягодок.
Впрочем, подобный натуральный обмен практикуется с младых ногтей ещё в начальных классах средней школы, и взрослым его понять не дано. О. Андреев, Отель.
С младых ногтей отличали её порывистая резкость и взбалмошность, в ней совершенно отсутствовала размеренная степенность, присущая всем другим, носившим фамилию Витт. Д. и Е. Раевские, Полина и Александра.
Девочки ходили в гимназических формах, мальчики были стрижены наголо, и только некоторые, богема и вольнодумцы, от молодых ногтей обрёкшие себя на противостояние обществу, носили прозрачные, как рыбий хвост, чубчики. Л. Улицкая, Бронька.
Всё время, от молодых ногтей, убеждали нас, что наше государство - сильнейшее в мире. С. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.
культурологический комментарий:
Младой (устар.) - то же, что молодой. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 287.)
фразеол. восходит к греческому обороту с нежных (мягких) ногтей, который встречается и в латинских переводах. В памятниках древнерусской литературы фразеол. впервые встречается в "Послании Никифора, митрополита Киевского, великому князю Владимиру" (XII в.). (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 407.)
Образ фразеол. имеет более глубокие корни, восходит к древнейшим формам осознания мира и основан на древнейшей (архетипической) оппозиции "старый - молодой", в которой реализуется противопоставление зрелости и неопытности.
фразеол. соотносится с телесным (соматическим) и временны/м кодами культуры, т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках тела человека в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления мира и задают систему временно/го измерения.
Согласно древнейшим верованиям, продолжительность жизни определяли не по относительным датам рождения и не по годам, а по росту и силе человека - говорили о "воз-расте". (Колесов В.В. Древняя Русь: наследие в слове. Мир человека. СПб., 2000. С. 84.) В данном случае мягкие (нежные) или твёрдые (крепкие) ногти, которые в народных представлениях ассоциируются со средоточием жизненных сил человека, выступают как средство "измерения" не только возраста человека, но и его жизненного опыта. ср. древнейшее значение корня -молод- "только что родившийся, возникший; младенчески свежий, мягкий, как тесто" (там же), т. е. "ещё не имеющий знаний и опыта и в то же время легко поддающийся воздействию со стороны" (ср. лепить как тесто), "готовый принимать и впитывать какие-л. идеи, взгляды, нравственные установки" и под.
фразеол. содержит метафору, в которой точка временно/го отсчёта (на что указывает форма род. п. с предлогами "от", "с"), связанная с проявлением определённых наклонностей человека, с приобретением им жизненных установок, уподобляется раннему возрасту ребёнка, символическим выражением которого выступают нежные, мягкие, ещё не затвердевшие "в деле" ногти.
фразеол. в целом выступает в роли символа раннего (молодого) возраста человека, связанного с началом формирования характера, с выбором пристрастий, предпочтений, определённого образа жизни и под.
В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - from the tender nail.
автор:
И. В. Захаренко